Долго (два дня) держал в себе, но решился-таки высказать. Довелось мне волею судьбы общаться с товарищем на тему интегрального исчисления. Оказалось, что человек не может решить задачу, потому что не в силах умножить четыре на минус одну вторую. Вроде объяснил правила умножения, но тут возникло след. препятствие человек не знает как сократить дробь 4/2. Круче этого был только случай, когда в течении двух дней (!!) рассказывал, как из целого положительного числа вычитать целое отрицательное число.
У меня нет сомнений, что человек поступивший в эту академию (о, млин, как! не институт, это ведь непрестижное слово) через положенный срок получит заветный диплом (бакалавра? магистра?). Хорошо, что академия не медицинская. Хотя, наверное, врачей так же учат. Бр-р-р-р...
Зная наизусть таблицу умножения, невольно начинаешь чувствовать себя человеком незаурядным. Может быть даже гением А что? Точно!
Я раньше тоже в таких случаях думала, что хорошо, мол, что не врач.... пока не довелось мне как-то пообщаться (хорошо, что недолго) с одной дамой, занимающейся теорией катастроф в авиации (или чем-то типа того)... ее познаниями в области математики я была просто ошеломлена (особенно в сочетании с амбициями)...
И так-то на самолетах летать страшно....
Примерно о том же...
Общалась как-то с новоявленными студентам, по поводу того, что, решая какой-то пример с интегралами, применялись только школьные знания математики, о которых они либо прочно забыли, либо когда-то недоучили. И была высказана следующая мысль "Вот, если бы я сейчас пошел в школу учиться, то учил бы математику по-настоящему..., знал бы, что всё это - пригодиться в институте..."
Вот и думай после этого: в каком возрасте в школе надо учиться?
И еще слушала когда-то передачу про вступительные экзамены в МГУ (по математике), где преподаватели ВУЗа крайне недовольны уровнем школьного образования абитуриентов. Специально выделяют несколько недель в программе 1 курса, для восстановления (обобщения, корректировки...) школьных математических знаний.
Мой товарищ не самолётами занимается. Летайте спокойно! Он технолог на пищевом заводике - консервы делает. Вы ведь не перестанете консервы покупать, опасаясь обнаружить кусочек стекла в баночке детского питания? Или крысиные коготки в докторской колбаске? Выбора ведь нет.
Тема бесконечная. Мой друг как вернулся из армии решал следующий пример: 1/2+1/2=2/4. Это, думаю, всем знакомо. Проверил на двух своих других друзьях пример из статьи Арнольда. 3/6 у них сократилось до 1/3 (правда потом поправились). Сегодня 2 моих студента делили 6 на 0. У одного получилось 6, а у другого 0. Раньше я над этим смеялся...
На меня в этом году «повесили» подготовительные курсы. Сделаю все возможное, чтобы таких результатов не было.
А что Вы удивляетесь? В советское время при хорошем образовании такое было сплош и рядом. Только тогда из 33 учеников класса 3-4 хорошиста поступали в ВУЗ, а все остальные троечники и двоечники (три пишем, два в уме) шли в ПТУ. Сейчас все идут в ВУЗ на платной основе, поэтому профессора стали недовольны нашим школьным образованием. У нас в России образование вроде пока сильно не деградирует. Сейчас в практику школьного образования прочно вошли задачи с параметрами, которых раньше практически небыло. Способные ученики, которые желают учиться и не остаться на обочине жизни, учатся хорошо и в школе и в ВУЗЕ, а для армейских дубов, которые не могут сложить 1/2+1/2, есть калькулятор, он существенно облегчает жизнь. Правда нужно знать, что 1/2 - это 0,5, иначе получиться (1/2+1)/2.
2 A_nn:
По поводу самолётов. Вы возможно знаете, что в авиации для многих деталек и устройств установлен предельный срок эксплуатации. Ну например: налетал самолёт 100 часов, нужно одну детальку заменить. Налетал 1000 - другую. и не важно, что деталька кажется вполне хорошей. Надо менять и всё. А замена - это ощутимая потеря денег, самолет в это время не летает, прибыли не приносит, а приносит одни убытки. Так вот, один мой знакомец работает в фирме, которая занимается продлением сроков эксплуатации. В двух словах - им деньги, они - разрешение полетать ещё немного без замены. Чудесная иллюстрация хорошо всем знакомого принципа "если нельзя, но очень хочется..." Все довольны и все при деньгах. Так вот.
Да тут к гадалке ходить не нужно. Чего уж там. И так все знаем.
Попробуйте на первом занятии провести 15 минутную "летучку" по основам математики, начиная с дробей, затем преобразования выражений и.т.п. по одному простому примеру. Студенты обязательно должны привести промежуточные результаты вычислений. Вот и узнаете с чего начинать курсы..
черная икра, фаршированная красной икрой?
Спасибо за интерес, проявленный к моему рациону
По теме беседы вспоминаю и примеряю на себя сказку "Крошечка-Хаврошечка". Там девочку работой неволили, били и плакать не велели
если человек не знает математику, это еще ведь не показатель. Может быть он прекрасный историк или поэт. Очень часто гуманитарии в математике мало смыслят.
2 lolik:
вы в качестве примера приведите А.С. Пушкина: расскажите какая у него в лицее была успеваемость по математике. Тогда все точно проникнутся вашей идеей о ненужности математических знаний.
Опять же возвращаюсь к высказыванию уважаемого Dimka.
Попытаюсь опровергнуть его, весьма спорное, утверждение конртпримером. Вот о математике народ в компаниях как-то не шибко много разговаривает. Зато матерные стихи Баркова все с удовольствием слушают. Из этого я делаю вывод, может быть излишне смелый, - изящные искусства много ближе и нужнее народу, чем математика. Что люди читают охотнее: учебники по мат.ан-у или журналы Playboy, XXL, Maxim и им подобные? Отсюда вывод – учебники нужны менее. Вот лично вы, Dimka, что чаще видите, ну скажем где-нибудь в автомобильной мастерской, портреты Складовской-Кюри или мясистые тушки Стоцкой, Берковой и компании?
Математика - это наука, которая используется везде. Благодаря ей строитель может правильно спроектировать дом, электроник - рассчитать эл. цепь и построить прибор, машиностроитель - создать машину с хорошими рабочими характеристиками. Т.е. развитая наука + грамотное управление - залог процветания страны, например Япония. А что могут дать человеку матерные стихи, тушки Стоцкой и Берковой, картины художников, стихи поэтов. Вспомните начало 90х годов, когда все бегали не по музеям, библиотекам и концертам, а по магазинам, в которых ничего нельзя было купить. Вот здесь то и начали все вспоминать нашу промышленность.
вы меня неправильно поняли.
я хочу сказать: знание математики - это не критерий суждения умственных способностей человека!!!
у всех способности разные : кто-то гуманитарий, кто-то технарь.
у Пушкина были плохие оценки по математике. А он Великий поэт!!! делайте выводы
На производстве - само собой не до стихов. Так для кого производство-то? Зачем оно вообще надо? Вот это все? Весь этот технический прогресс?
Ну с едой, по-моему, в наше время проблем нет...
А Вы на досуге, простите, что делаете обычно? Шашлык-интеграл-кока-кола-....?
Телевизор хоть смотрите иногда?
у всех свое понимание и своя роль в жизни ) беседа напоминает мне спор о том, что важнее: семья или карьера? в обществе есть стереотипы, что главное в жизни - успешность, хорошая квартира, красивая машина и т.п. А на самом деле, главное - личное, человеческое счастье. Можно зарабатывать большие деньги, работать без отдыха и выжимать как себя как лимон и не быть счастливым, еще хуже - оглянуться потом, сидя в своей шикарной квартире, а рядом никого нет... А можно реализовывать себя, скажем, в живописи, жить скромно, но в свое удовольствие и быть чертовски счастливым человеком. Каждый сам определяет к чему стремиться, определяет свою планку.. и не надо тут смотреть на других и быть заложником стереотипов.
Ну это смотря кого с кем сравнивать. А кто мы по сравнению с Ньютоном, Эйнштейном?
Летом 2006 года у нас была длительное обсуждение темы о пользе преподавания математики в ВУЗах. Тогда же по материалам этих обсуждений я даже написал небольшую статью в студенческую газету. Естественно, отразил свой взгляд. Привожу ее, быть может интересно.
О высшем образовании вообще и о математике в частности.
С февраля 2006 года я являюсь участником форума на образовательном сайте reshebnik.ru, в котором студенты и школьники обращаются с просьбой помочь решить задачи по математике, физике или информатике, которые по тем или иным причинам им не поддаются. На форуме есть группа людей (преподаватели, студенты), которые (без всякого материального интереса) на эти просьбы откликаются. У меня уже около 350 ответов. Летом студенты вопросов не задают, поэтому шла общая дискуссия о проблемах образования. В частности, ставился вопрос о том, с какой степенью подробности целесообразно отвечать на вопросы. В конце концов вылезли на проблему, которую один из участников форума выскакзал в виде вопроса типа «зачем студенту 1-го курса лингвистического университета высшая математика?». Хотелось бы здесь поделиться своим мнением по этому вопросу, которое я и высказывал в форуме.
Студенты приходят в ВУЗ получать высшее образование. Обладание таковым, по моему мнению, предполагает следующее.
1) наличие соответствующего «фактологического» уровня. Это означает, что человек знает и помнит определенное количество необходимых им в будущей профессии фактов из выбранной им области знаний и простые связи между ними. Некоторые считают, что этим и исчерпываются требования к высшему образованию. Тогда и возникает вопрос «зачем студенту 1-го курса лингвистического университета высшая математика?». Ведь фактологический материал, даваемый математикой, действительно может оказаться ненужным в профессии лингвиста (можно спорить – но не сейчас). Если иметь в виду только этот аспект высшего образования, то логичны и многочисленные вопросы студентов, с которыми сталкиваются почти все преподаватели математики: «А зачем нам все это надо (определители, векторы, матрицы, пределы, функции , интегралы с производными, ряды и т.д.)? Где это нам потом будет нужно?». Кстати, я не слышал таких вопросов во время чтения прикладных математических дисциплин (теория вероятностей, математическое программирование и др.), так как приложения совершенно очевидны. Но пока проходишь классическую математику (на понятиях которой и основаны прикладные дисциплины), на эти вопросы ответить нелегко, если, повторяю, считать наличие фактологического уровня единственным (или основным) критерием высшего образования. Это, конечно, действительно необходимая часть такого образования, ее можно назвать «количественной составляющей» высшего образования. Но она не является основной составляющей по крайней мере по двум причинам. Во-первых, фактологический материал (во многих областях) в наше бурное время достаточно быстро устаревает, появляются новые факты и термины (хотя - не надо утрировать – основа все же не меняется). Во-вторых, по многим причинам человек после (сразу или нет) ВУЗа вынужден работать совсем не (или не совсем) по специальности, и ему надо войти в новую область знаний. Теперь ему фактология совсем не нужна. Однако если человек имеет (не халтурное!!) высшее образование, то и здесь через некоторое время он достигнет высокого уровня. Почему? Да потому, что он научен учиться и обладает большим потенциалом в быстром и качественном овладении новым материалом. И это благодаря другой, основной, составляющей высшего образования, которую я бы назвал «качественной». Вот она.
2) Наличие соответствующего творческого уровня. Это предполагает высокий уровень логического мышления, определенные навыки нестандартного мышления, умение быстро найти нужный материал в справочной литературе, умение быстро и качественно разобраться в незнакомом материале (вот где поможет бесценный опыт сессий, когда в семестре в основном балдел), критический подход ко всему «очевидному», высокая мотивация в приобретении новых современных знаний в избранной области, высокий уровень мировоззрения вообще. В общем, все то, что делает человека не просто личностью, но творческой личностью. И в приобретении этого (основного!) «качественного» уровня высшего образования математика (хотя не только она) играет совершенно особую роль, так как представляет собой рафинированный образец соединения логики, мышления, творчества и фактологии. Именно она учит мыслить стройно, логично, нестандартно, творчески. Поэтому я считаю, что неформальное изучение математики в том или ином объеме (в зависимости от специальности) необходимо при получении высшего образования по любой специальности.
Отличная статья! Согласен со всем
и спасибо за
Вениамин, спасибо за статью. И за ваше отношение к нашему форуму.
Согласен с Галиной. У нас был точно такой же одногруппник. Ходил только на контрольные, зачеты и экзамены. Меньше четверки не получал. К четвертому курсу «не повзрослел», но пить перестал, т.к. врачи запретили. В итоге пригласили в США на работу (но женился здесь ).
Но такое действительно исключение. Большинство «балбесов» сдают (особенно) математику с n-й попытки (иногда n —> 00 ).
Это все индивидуальные способности и исключение из правил
Да, интересно, все что здесь написано. Не знаю в тему или нет, но хочу задать один вопрос, или вернее совета попросить. Осваивать студенческую жизнь я стал поздно, т.к. до этого занимался черт знает чем, всем, но только не делом. Но лучше поздно, чем никогда, да и дурь я думаю из головы вся вышла.
Так вот в чем собственно и вопрос у меня. Известно, что студент с увеличением прохождения обучения в ВУЗе, прогуливает занятия с каждым годом все чаще и чаще, а то и вовсе не ходит. Пришел, промычал на экзаменах,трояк дежурный получил, а то и вовсе проплатил, и был таков. Но дело в том, что есть такие которые хотят учится. К чему это я пишу все это, а к тому, что столкнулся с ситуацией, пришел на лекцию 23 февраля, а аудитория пустая, посмотрел на меня преподаватель, да и отпустил.(скажет наверно, приперся блин, дома не сиделось ему) Иди мол домой. Второй раз, тоже самое.
Я хочу спросить Вас, а у кого аналогичные ситуации были, и как с этим явлением боротся?
Хочу спросить у преподавателей этого форума, какие-нибудь механизмы у Вас имеются на этот счет, чтобы своим преподавателям намекнуть что-ли? Может и сработает.
Вот такая странная просьба у меня. Спасибо всем кто ответит, да и просто посмотрит, прочитает.
Я провожу занятие, если присутствует хотя бы один студет (хотя такого не бывало).
Если меньше - не провожу.
Минимальное количество студентов на моем занятии было 2. Занятие состоялось.
Спасибо за ответы, в принципе я понял, что вы мне хотели сказать, преподаватель проведет лекцию, независимо от кол - ва студентов в аудитории, и это верно. Ну что, значит в следующий раз, если так получится, то останусь. Я думаю, вы поняли, что я отнюдь не преподавателя виню, в том что лекция не состоялась, ни в коем разе, преподы у нас что надо. Но согласитесь, что лекция по математике отличается от лекции, скажем по философии или по мировой экономике.
Русская версия Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)